Друкеровский вестник

ДРУКЕРОВСКИЙ ВЕСТНИК

ISSN 2312-6469 (Print)


Друкеровский вестник. 2017; 2:

 

http://dx.doi.org/10.17213/2312-6469-2017-2-44-54

 

УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ: ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И ВОЗМОЖНОСТИ РАЗВИТИЯ

Резник С. Д., Макарова С. Н., Сазыкина О. А.

Резник Семен Давыдович – д-р экон. наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, директор Института экономики и менеджмента, заведующий кафедрой «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза, Россия.

Макарова Светлана Николаевна, канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства, г. Пенза, Россия.

Сазыкина Ольга Анатольевна – канд. экон. наук, доцент, доцент кафедры «Менеджмент» Пензенского государственного университета архитектуры и строительства. Г. Пенза, Россия. 

Россия, 440028, г. Пенза, ул. Титова, 28.

Tel. 8 (8412) 55-75-53, e-mail: disser@bk.ru 

e-mail: sveta150473@yandex.ru

 

Аннотация

На основе исследования управленческого потенциала российских университетов выявлены его гендерные особенности и направления развития. В университетах, так же, как и в структурах власти, на производстве и в бизнесе, женщины имеют в управлении меньше влияния, чем мужчины. Несмотря на это доля женщин среди руководящих работников вузов имеет тенденцию к увеличению. Прирост доли женщин за последние пятнадцать лет отмечается на всех внутривузовских управленческих должностях, а именно: на должностях деканов факультетов – на 18%, на должностях проректоров и заведующих кафедрами – на 15%, на ректорских должностях – на 8%, что позволяет говорить об активизации вовлечения женщин в процессы управления вузами. В статье отмечены барьеры, препятствующие развитию управленческого потенциала женщин в сфере высшего образования, в частности, внешние факторы, не зависящие от женщин, такие как гендерные стереотипы, гендерная асимметрия, неформальные договоренности об исключительно мужских вакансиях и др., а во-вторых, внутренние факторы, присущие женщинам, а именно: необходимость реализовываться в семейной жизни; неготовность брать на себя большую ответственность; недооценка личного лидерского потенциала и др. Результаты исследования позволили определить основные направления развития управленческого потенциала женщин в сфере высшего образования.

 

Ключевые слова: управленческий потенциал; внутривузовское управление; руководители-женщины, гендерные особенности, управленческая среда университета.

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

  1. Гендерное равенство и расширение прав и возможностей женщин в России в контексте целей развития тысячелетия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.undp.ru/Gender_MDG_rus.pdf. Дата обращения: 11.10.2016.
  2. Женщины и мужчины России. 2006: стат. сб. /   Росстат. – М., 2007. – 255 с.
  3. Женщины и мужчины России. 2010: стат.сб. / Росстат. – М., 2010. – 283 с.
  4. Женщины и мужчины России. 2014: стат.сб. / Росстат. – М., 2014. – 217 с.
  5. Женщины и мужчины России. 2016: стат.сб. / Росстат. – М., 2016. – 208 с.
  6. Женщины и мужчины России: крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2000. – 110 с.
  7. Ильяева И.А. Савенкова И.В. Гендерные проблемы в управлении социальным потенциалом вузовской организации // Омский научный вестник. – 2007. – № 4. – С. 5-8.
  8. Макарова С.Н. Женщины-руководители в системе внутривузовского управления: проблемный аспект // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Экономика и управление». – 2014. – № 1. – С. 85-89.
  9. Макарова С.Н. Женщины-руководители в системе внутривузовского управления: монография. – 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2017. – 178 с.
  10. Матюшина Ю.Б. Статистическое исследование социальных проблем высшей школы: гендерный подход: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.12. – Воронеж, 2006.
  11. Михайлова Т.А. Женщины в сфере высшего образования Германии // Экономика образования. – 2009. – № 4. – С. 96-101.
  12. Пятов А.П. Гендерное неравенство в российской науке и высшей школе: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04. – Н. Новгород, 2004. – 154 с.
  13. Равные права и равные возможности женщин и мужчин в сфере высшего образования. Гендерное образование в России: Сборник материалов. / Составители Е.А. Баллаева, О.А. Воронина, Л.Г. Лунякова. – М.: МАКС Пресс, 2008. – 250 с.
  14. Резник С.Д. Менеджмент в вузе: научная и методическая поддержка // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. № 1. – C. 87-94. DOI: 10.12737/11801.
  15. Резник С.Д., Вдовина О.А. Преподаватель вуза: Учебник с грифом УМО. – М.: ИНФРА-М, 2015.
  16. Резник С.Д., Игошина И.А. Студент вуза: технологии и организация обучения. – М.: ИНФРА-М, 2009.
  17. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. – М.: ИНФРА-М, 2016.
  18. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Кафедра российского вуза: вызовы времени // Социологические исследования. – 2016. – № 8. – С. 135-139.
  19. Резник С.Д., Сазыкина О.А. Управление функциональными процессами на вузовской кафедре: результаты социологического мониторинга заведующих кафедрами российских вузов // Russian Journal of Management. – 2015. – Т. 3. №. 4. – C. 407-418. DOI: 10.12737/13108
  20. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Ректоры России: система и механизмы профессионального продвижения: Монография / Под общ. ред. д-ра. экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013.
  21. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Фомин Г.Б. Управленческий потенциал высших учебных заведений России: оценка, опыт, перспективы: монография. – М.: ИНФРА-М, 2014.
  22. Резник С.Д., Сазыкина О.А., Шестернина О.И., Фомин Г.Б. Деканы России: социологический портрет, технологии и организация деятельности: моногр. / под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Резника. – М.: ИНФРА-М, 2013.
  23. Российский статистический ежегодник: 2015: Стат. сб. / Росстат. – М., 2015. – 728 с.
  24. Россия в цифрах: 2016: крат. стат. сб. / Росстат. – M., 2016. – 543 с.
  25. Тартаковская И.Н. Воспроизводство гендерного порядка через карьерные стратегии: попытка интерсекционального анализа // Социологические исследования. – 2015. – № 5. – С. 84-93.
  26. Труд и занятость в  России. 2015: Стат. сб. / Росстат. - M., 2015. - 274 c.
  27. Управление высшим учебным заведением. Учебник с грифом УМО / Под ред. В.М. Филиппова и С.Д. Резника. – М.:ИНФРА-М, 2010. – 768 с.
  28. Резник С.Д. Управление кафедрой: Учебник для вузов с грифом Минобразования РФ / Предисловие В.М. Филиппова. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 635 с.
  29. Управление факультетом: Учебник с грифом УМО / Под ред. С.Д. Резника. Предисловие Г.А. Балыхина. – М.:ИНФРА-М, 2007. – 696 с.