http://dx.doi.org/10.17213/2312-6469-2018-5-140-150
МАРКЕТИНГ ИННОВАЦИЙ: ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИЙ
Захарова Александра Игоревна – студентка, социологический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, г. Москва, Россия.
Самоволева Светлана Александровна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник, Центральный экономико-математический институт РАН, г. Москва, Россия.
119991, г. Москва, Ленинские горы, д. 1, стр. 60
Россия, 117418, г. Москва, Нахимовский проспект, 47
е-mail: 88avenged@gmail.com
е-mail: svetdao@yandex.ru
Исследования в области инноваций часто концентрируются на технологических аспектах инновационной деятельности, тогда как маркетингу не всегда уделяется достаточно внимания. Об этом свидетельствует, в частности, достаточно распространенный в экономической литературе подход, в рамках которого маркетинг инноваций рассматривается как частный случай традиционного маркетинга. Однако маркетинг является одним из критических процессов в инновационной деятельности и приобретает в ней существенную специфику. Статья посвящена анализу этой специфики и поиску определения, наиболее полно учитывающего характерные черты маркетинга инноваций.
функции маркетинга, неопределенность, риски, инновационный процесс, типы инноваций
[
- Аньшин В.М., Дагаев А.А. Инновационный менеджмент: Концепции, многоуровневые стратегии и механизмы инновационного развития. – 3-е изд. – М.: Дело, 2007. – 584 с.
- Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент: учебное пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 304 с.
- Борден Н. Концепция маркетинга-микс // Классика маркетинга: Сборник работ, оказавших наибольшее влияние на маркетинг / Пер. с англ. под ред. Ю.Н. Каптуревского. – СПб.: Питер, 2001. – С. 529-538.
- Гершанок Г.А. Основы инновационного предпринимательства / Учеб. пособие / Г.А. Гершанок, Н.А. Молодчик, В.Л. Попов, А.Ф. Палкин, Д.Г. Шишкин, Д.А. Томчук; под ред. Г.А. Гершанока. – Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. – 167 с.
- Геращенко М.М., Шерстобитова Т.И. Подходы к определению сущности маркетинга инноваций // Фундаментальные исследования. – 2014. – Т. 2, № 3. – С. 321-325.
- Голиченко О.Г. Национальная инновационная система России: состояние и пути развития. – М.: Наука, 2006. – 396 с.
- Голиченко О. Г., Фахрудинова Р. Т. Роль маркетинга как критического процесса инновационной деятельности // Цивилизация знаний: российские реалии. – 2015. – С. 501-505.
- Грачева М.В., Ляпина С.Ю. Анализ и управление рисками инновационной деятельности // Инновации. – 2006. – №1. – С. 38-47.
- Грищенков А.И., Глушак Н.В. Логика выделения функций маркетинга в структуре инновационного процесса // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. – №3. – С. 183-387.
- Дудин М.Н. Инновационный форсайт как инструмент конкурентоспособного развития предпринимательских структур: монография / Дудин М.Н., Лясников Н.В. Сафин Ф.М., Егорушкин П.А. – М.: Наука, 2013. – 216 с.
- Захарова А.И. Событийный маркетинг как метод продвижения инновационных продуктов // Друкеровский вестник. – 2016. – №5. – C.74-81.
- Качалов Р.М., Слепцова Ю.А. Динамика риска в процессах инновационного развития предприятий // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. – 2014. – № 4. – C.72-86.
- Киселева В.В., Колосницына М.Г. Государственное регулирование инновационной сферы: учеб. Пособие для вузов; Гос. ун-т – Высшая школа экономики – М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2008. – 320 с.
- Котлер Ф. Основы маркетинга. – М.: Прогресс, 1990. – 656 с.
- Котлер Ф. Вонг В., Сондерс Д., Армстронг Г. Основы маркетинга, Principles of Marketing: European Edition 4th – М.: «Вильямс», 2007. – 1200 с.
- Кухарская Н.А., Новошинская Л.В. Маркетинг инноваций: Учебное пособие. – Одесса: «Атлант ВОІ СОІУ», 2016. – 215 с.
- Ласкина О.С. Стратегический маркетинг инноваций на косметическом рынке // Вестник ВГУИТ. – 2016. – № 1. – С. 278-287.
- Ламбен Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива. / Пер. с французского. – СПб.: Наука, 1996. – 589 с.
- Маркова В.Д. Особенности маркетинга инноваций // Проблемы современной экономики. – 2009. – № 4. –С. 276-277.
- Назаров А.С., Короткова Т.Л. Исследование зарубежных и отечественных подходов к организации маркетинга в сфере малого инновационного бизнеса // Евразийский союз ученых. – 2014. – № 8-2. – С. 28-30.
- Панкрухин В.Л. Маркетинг: большой толковый словарь / под ред. А.П. Панкрухина. – М.: Омега-Л, 2008. – 261 с.
- Пермичев Н.Ф., Палеева О.А. Маркетинг инноваций – Н. Новгород: Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т, 2007. – 88 с.
- Руководство Осло. – М.:ОЭСР и Евростат, 2010.
- Самоволева С.А. Институциональные факторы и риски инновационной деятельности предприятий: дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. – M., 2009.
- Adner R., Levinthal D. Demand Heterogeneity and Technology Evolution: Implications for Product and Process Innovation. Management Science. 2001. Vol. 47 (5). P. 611-628.
- Carpenter G.S., Nakamoto K. Consumer Preference Formation and Pioneering Advantage. Journal of Marketing Research. 1989. P. 285-298.
- Chesbrough W. The Era of Open Innovation. MIT Sloan Management Review. 2003. Vol. 44 (3). P. 34-42.
- Christensen C.M. The Innovators Dilemma: when new technologies cause great firms to fail, Harvard Business School Press, Boston, Massachusetts, 1997.
- Christensen C.M., Raynor M.E., McDonald R. What is disruptive innovation? Harvard Business Review. 2015. Vol. 93 (12). P. 44-53.
- Cooper R.G. The Stage-Gate Idea-to-Launch Process–Update, What’s New and NexGen Systems. Journal of Product Innovation Management. 2008. Vol. 25 (3). P. 213-232.
- Erik A.B. The Marketing of Innovations in High-Technology Companies: a Network Approach. European Journal of Marketing. 2009. No 43. P. 364-370.
- Fernandes A. M., Paunov C. The risks of innovation: Are innovating firms less likely to die? Review of Economics and Statistics. 2015. Vol. 97 (3). P. 638-653.
- Harmancioglu N., Droge C., Calantone R.J. Theoretical lenses and domain definitions in innovation research. European Journal of Marketing. 2009. Vol. 43 (1/2). P. 229-263.
- Hauser J., Tellis G. J., Griffin A. Research on Innovation: A Review and Agenda for marketing science. Marketing science. 2006. Vol. 25 (6). P. 687-717.
- Hills G.E., La Forge R.W. Research at the Marketing Interface to Advance Entrepreneurship Theory. Entrepreneurship Theory and Practice. 1992. Vol. 16 (3). P. 33-60.
- Holmstrom B. Agency Costs and Innovation. Econstor.1989. No 214. 37 p.
- Keeley L., Walters H., Pikkel R., Quinn B. Ten types of innovation: The discipline of building breakthroughs. John Wiley & Sons, 2013.
- Ogawa S., Piller F.T. Reducing the risks of new product development // MIT Sloan management review. 2006. Vol. 47 (2). P. 65-71.
- Ram S., Shetch J.N. Consumer resistance to innovation: the marketing problem and solution // The Journal of Consumer Marketing. 1989. Vol. 6 (2). P. 5-14.
- Schumpeter J. The Theory of Economic Development, Harvard University Press, Cambridge, Massachusetts, 1934.
- Sefertzi E. Creativity. INNOREGIO: Dissemination of innovation and knowledge management techniques // Creativity Report. European Commissio-n funded Innoregio Project, 2000.
- Sikorová A., Samolejová A., Lampa M. Marketing Innovations in Industrial Firms. 2013. Available at:- http://konsys-t.tanger.cz/files/proceedings/12/reports/1563.pdf.
- Thauser J. Risk management of new product development: a manual for SMEs. University of Twente. 2017. 22 p.
- The American Marketing Association (AMA) –Definition of marketing 2013. Available at: https://www.ama.org/AboutAMA/Pages/Definition-of-Marketing.aspx.
- World Bank Group. Radical and incremental innovation. Available at: https://www.innovationpolicyplatform.org/content/radical-and-incremental-innovation.