http://dx.doi.org/10.17213/2312-6469-2019-2-5-13
ЦИФРОВЫЕ ПЛАТФОРМЫ КАК НОВЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АГЕНТ В ОТКРЫТОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИКИ
Степнов Игорь Михайлович – доктор экономических наук, профессор, Финансовый университет при Правительстве РФ, г. Москва, Россия.
Ковальчук Юлия Александровна – доктор экономических наук, профессор, Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), г. Москва, Россия.
Россия, 125993, г. Москва, пр. Ленинградский, 49
e-mail: stepnoff@inbox.ru
e-mail: fm-science@inbox.ru
Рассматриваются содержательные аспекты технологических изменений в обществе и экономике, которые привели к широкому распространению инфокоммуникационных технологий и формированию цифровой экономики. Представлена авторская трактовка цифровых платформ с учетом критического анализа подходов к определению цифровой экономики, классификации цифровых платформ и обоснованной приоритетной позиции «цифрового капитализма». Сформирована система уточнений для оценки цифровой платформы на уровне макроэкономической модели экономики на основе выделения изменений, которые может принести цифровизация для фирм, домохозяйств, государства и иностранного сектора. Сделан вывод о целесообразности представления цифровых платформ как пятого агента при формировании открытой модели экономики.
цифровая экономика, цифровая платформа, экономический агент, бизнес-модель, информационная система, цифровой капитализм
[
- Тapscott D. The Digital Economy: Promise and Peril In The Age of Networked Intelligence, McGraw-Hill, 1995.
- Negroponte N. Being Digital. Vintage Books, 1995.
- Стрелкова И.А. Цифровая экономика: новые возможности и угрозы для мирового хозяйства // Экономика. Налоги. Право. 2018. № 2. – С. 18-26.
- Законы токеномики: модели оценки стоимости крипто-активов [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://magazine.decenter.org/ru/2-ico/43-zakony-tokenomiki-modeli-ocenki-stoimosti-kripto-aktivov.
- Van AlstyneM.,Parker G., Choudary S.P. Pipelines, Platforms, and the New Rules of Strategy. HarvardBusinessReview, April, 2016.
- Ghasemkhani H., Soule D., Westerman G.F. Competitive advantage in a digital world: Toward an information-based view of the firm. MIT Initiative on the Digital Economy. Working Paper, 2014, no. 5, pp. 1-25.
- Soule D.L., Carrier N., Bonnet D., Westerman G.F. Organizing for a digital future: Opportunities and challenges. MIT Center for Digital Business and Capgemini Consulting. Working Paper, 2014, no. 10, pp. 1-22.
- Нижегородцев P.М. Базовые бизнес-стратегии: кубик Рубика для стратегического менеджмента // Менеджмент и бизнес-администрирование. 2018. № 2. – С. 91-96.
- Mack О., Veil Р. Platform Business Models and Internet of Things as Complementary Concepts for Digital Disruption. Phantom Ex Machina, 2016, no. 20, pp. 71-85.
- Gawer A. Platforms, Markets and Innovation. Cheltenham: Edward Elgar Publishing, 2009, рp. 1-18.
- Corsi K., Mancini D., Piscitelli G. The Integration of Management Control Systems Through Digital Platforms: A Case Study. In: Corsi K., Castellano N., Lamboglia R., Mancini D. (eds) Reshaping Accounting and Management Control Systems.Lecture Notes in Information Systems and Organisation, 2017, vol. 20.Springer, Cham. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-319-49538-5_9.
- Roth A. Who Gets What – and Why: The New Economics of Matchmaking and Market Design. EamonDolan/HoughtonMifflinHarcourt, 2014.
- Степнов И.М., Ковальчук Ю.А. Платформенный капитализм как источник формирования сверхприбыли цифровыми рантье // Вестник МГИМО-Университета. 2018. № 4 (61). С. 107-124.
- Schiller D. Digital Capitalism: Networking the Global Market System. Cambridge, Mass.: MITPress, 1999.
- Schiller D. Digital capitalism stagnation and contention? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.opendemocracy.net/digitaliberties/dan-schiller/digital-capitalism-stagnation-and-contention.
- Daum T. Understanding digital capitalism. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://dasfilter.com/gesellschaft/understanding-digital-capitalism-what-time-are-we-living-in-an-introduction.