Друкеровский вестник

ДРУКЕРОВСКИЙ ВЕСТНИК

ISSN 2312-6469 (Print)


Друкеровский вестник. 2022; 2:

 

http://dx.doi.org/10.17213/2312-6469-2022-2-259-269

 

МОДЕЛИРОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ АСИММЕТРИИ НА РЫНКИ ТРАДИЦИОННЫХ И ИННОВАЦИОННЫХ ПРОДУКТОВ

А.Б. Симонов, А.Ф. Рогачев, Н.В. Кетько

Симонов Алексей Борисович – кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры «Информационные системы в экономике», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград, Россия.

Рогачев Алексей Фруминович – профессор кафедры «Информационные системы в экономике», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет»; профессор кафедры «Математическое моделирование и информатика», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный аграрный университет», д.т.н., профессор, член-корр. РАЕ, академик МААНОиИ, г. Волгоград, Россия.

Кетько Наталия Владимировна – доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры «кафедры «Информационные системы в экономике», ФГБОУ ВО «Волгоградский государственный технический университет», г. Волгоград, Россия.

Россия, 400005, г. Волгоград, пр-т Ленина, 28

Россия, 400002, г. Волгоград, пр-т Университетский, 26

e-mail: absimonov@gmail.com

e-mail: rafr@mail.ru

e-mail: gsa-buch@list.ru 

 

Аннотация

Информация оказывает большое влияние на функционирование многих рынков. Информационная асимметрия между субъектами рынка может стать источником нерыночного преимущества более дешевого товара, в ряде случаев приводя к вытеснению с рынка любого другого товара, и даже к исчезновению самого рынка. В данной работе проведено математическое моделирование функционирование рыночных механизмов в условиях асимметрии информации, определены условия вытеснения дорого товара более дешевым, показаны факторы, влияющие на возможность такого вытеснения. Исходя из построенной модели, предложены действия, которые производитель более дорогого товара может предпринять, чтобы остаться на рынке. Особо изучено влияние асимметрии информации при выходе на рынок инновационного продукта. Показано, что информационная асимметрия способствует коммерциализации инноваций, снижающих себестоимость; но затрудняет внедрение инноваций, улучшающих качество при увеличении себестоимости. Также показано, что внедрение инноваций, требующих увеличения себестоимости, происходит неравномерно и требует значительных усилий по устранению влияния информационной асимметрии.

Текст статьи

 

Ключевые слова: асимметрия информации, неполнота информации, математическое моделирование, инновационный менеджмент

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

  1. Горина А.П., Княжева О.В. Теоретическое обоснование асимметрии информации на различных рынках // Экономика и управление: новые вызовы и перспективы. – 2014. – № 6. – С. 202-204.
  2. Экономикс / Макконнелл К., Брю С. – 14-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2002.– 972 c. – гл. 30, раздел «Недостаточность информации».
  3. Карев А.В., Нижегородцев Р.М. Формирование цифровой бизнес-среды и вопросы экономической безопасности // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2018. – № 1. – С. 113-119.
  4. Гущина Е.Г., Витальева Е.М., Волков С.К. Проявление асимметрии информации на различных рынках // Вестник Южно-Российского государственного технического университета (НПИ). Серия: Социально-экономические науки. – 2017. – № 4. – С. 71-78. DOI: 10.17213/2075-2067-2017-4-71-78.
  5. Akerlof G.A. The Market for "Lemons": Quality Uncertainty and the Market Mechanism // The Quarterly Journal of Economics. Vol. 84, No. 3. (Aug., 1970). Pp. 488-500.
  6. Козачок И.В., Краснова С.Г. Экономическая сущность асимметрии информации и ее влияние на функционирование рынка // Сибирская финансовая школа. – 2007. – № 2 (63). – С. 29-35.
  7. Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. – М.: ИНФРА-М, 2008. – 442 с.
  8. Клещева О.А. Моделирование взаимосвязи макроэкономических факторов и спроса на инновации // Вопросы инновационной экономики. – 2020. – Т. 10. – № 4. – С. 1865-1878. DOI: 10.18334/vinec.10.4.110993.
  9. Иосифов В.В., Ратнер П.Д. Динамика патентной активности в области ресурсоэффективности: межстрановой анализ // Друкеровский вестник. – 2021. – № 1 (39). – С. 138-149. DOI 10.17213/2312-6469-2021-1-138-149.
  10. Симонов А.Б. Рогачев А.Ф., Симонова И.Э. Моделирование влияния рыночных факторов на динамику радикальных процессных инноваций // Друкеровский вестник. – 2020. – № 2 (34). – С. 43-56. DOI: 10.17213/2312-6469-2020-2-43-56.
  11. Симонов А.Б., Рогачев А.Ф. Анализ инновационной восприимчивости экономических субъектов на основе методологии «Сапфир»: свидетельство о государственной регистрации программ для ЭВМ № 2022613028 Российская Федерация – заявл. 07.02.2022; опубл. 01.03.2022.