Друкеровский вестник

ДРУКЕРОВСКИЙ ВЕСТНИК

ISSN 2312-6469 (Print)


Друкеровский вестник. 2022; 6:

 

http://dx.doi.org/10.17213/2312-6469-2022-6-181-190

 

ОБЗОР КОНЦЕПЦИИ ВНУТРЕННЕГО МАРКЕТИНГА

А.И. Алексеев

Алексеев Андрей Игоревич – аспирант, РЭУ им. Г.В. Плеханова, г. Москва, Россия.

Россия, 115093, г. Москва, Стремянный переулок, д. 36

e-mail: alekseev.andrei.igorevich@gmail.com 

 

Аннотация

В статье рассмотрены ключевые работы по теме внутреннего маркетинга, а также последние публикации в российских источниках. Автор проводит обзор существующих подходов к восприятию наблюдаемой концепции, выделяя наиболее актуальное определение, а также обзор существующих элементов и инструментов внутреннего маркетинга в современной литературе, чтобы сделать выводы о будущих направлениях и перспективах исследования.

Текст статьи

 

Ключевые слова: внутренний маркетинг, внутриорганизационный маркетинг, маркетинг персонала, обзор литературы

 

Полный текст: [in elibrary.ru]

 

Ссылки на литературу

  1. Алханова А.Г., Иконникова С.Ф. Внутренний маркетинг организации в управлении персоналом // Региональная специфика и российский опыт развития бизнеса и экономики. 2018. С. 39-43.
  2. Боброва Л.Н. Внутриорганизационный маркетинг – важный фактор повышения эффективности современных предприятий // Управленческие науки. 2012. Т. 3. С. 60-67.
  3. Ипатова Е.Н. Внутренний маркетинг как средство повышения эффективности предприятий // Сфера знаний в вопросах культуры, науки и образования: сборник научных трудов. С. 272-277.
  4. Котляревская И.В., Арнаутова Л.И. Внутриорганизационный маркетинг: какофония определений // Стратегии бизнеса. 2016. T. 2. № 22. С. 22-23.
  5. Махортова А.В. Внутренний маркетинг как инструмент мотивации труда персонала // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2014. Т. 19. № 1. С. 40-45.
  6. Погорелова А.Е. Использование корпоративной культуры и внутреннего позиционирования как ключевые инструменты внутреннего маркетинга персонала коммерческих банков // Скиф. Вопросы студенческой науки. 2021. Т. 2. № 54. С. 56-61.
  7. Рябова Н.В. Концепция внутриорганизационного маркетинга: цели, задачи, принципы // Научные труды МИМ ЛИНК. 2010. Т. 26. С. 277-290.
  8. Старикова А.Н. Методы оценки эффективности внутреннего маркетинга // Решетневские чтения. 2017. Т. 21. № 2. С. 499-500.
  9. Шилец Е.С. Человеческие ресурсы как детерминант обеспечения конкурентоспособности национальной экономики на мировом рынке // Вестник Волгоградского государственного университета. Экономика. 2020. Т. 22. № 3. С. 98-108.
  10. Ширинкина Е.В. Управление изменениями в цифровой экономике // Инновации в менеджменте. 2020. Т. 2. № 24. С. 74-79.
  11. Berry L.L., Hensel J.S., Burke M.C. Improving retailer capability for effective consumerism response // Journal of retailing. 1976. Vol. 52. No. 3. P. 3-14.
  12. Berry L.L., Leonard L. The employee as customer // Journal of retail banking. 1981. Vol. 3. No. 1. P. 33-40.
  13. Bohnenberger M.C., Schmidt S., Damacena C., Batle-Lorente F.L. Internal marketing: a model for implementation and development // Dimensión Empresarial. 2019. Vol. 17. No. 1. P. 7-22.
  14. Booms B.H., Bitner M.J. Marketing strategies and organization structures for service firms. Chicago: Marketing of Services, 1981. 47-51 pp.
  15. Flipo J.P. Service firms: interdependence of external and internal marketing strategies // Journal of European Marketing. 1986. Vol. 20. No. 8. P. 5-14.
  16. George W.R. Internal marketing and organizational behavior: a partnership in developing customer-conscious employees at every level // Journal of Business Research. 1990. Vol. 20. P. 63-70.
  17. George W.R. Retailing of services - challenging future // Journal of retailing. 1977. Vol. 53. No. 3. P. 85-98.
  18. Gronroos C. Internal marketing-theory and practice // Services Marketing in a Changing Environment. 1985. Vol. 7. P. 42-47.
  19. Gronroos C. Relationship approach to marketing in service contexts: The marketing and organizational behavior interface // Journal of business research. 1990. Vol. 20. No. 1. P. 3-11.
  20. Gronroos C., Donnelly J.H., George W.E. Internal Marketing—an Integral Part of Marketing Theory // Marketing of Services. 1981. Vol. 236. P. 238.
  21. Kotlyarevskaya, I., Yazovskikh, E. Client Orientation as a Form of Spiritual Needs of Personnel in Labour // Journal of US-China Public Administration. 2014. Vol. 12. No 11. P. 1015-1021.
  22. Rafiq M., Ahmed P.K. Advances in the internal marketing concept: definition, synthesis and extension // Journal of services marketing. 2000. Vol. 14. No. 6. P. 449-462.
  23. Rafiq M., Ahmed P.K. The scope of internal marketing: defining the boundary between marketing and human resource management // Journal of Marketing Management. 1993. Vol. 9. P. 219-232.
  24. Sasser W.E., Arbeit S.P. Selling jobs in the service sector // Business horizons. 1976. Vol. 19. No. 3. P. 61-65.
  25. Winter J.P. Getting your house in order with internal marketing: a marketing prerequisite // Health Marketing Quarterly. 1985. Vol. 3. No. 1. P. 69-77.